TVISСистема изменения геометрии впускного тракта (у TOYOTA - ACIS и есть еще одна, названия не запомнил).
из названия все ясно. суть в том, что когда клапан после всасывания воздуха закрывается, то над клапаном образуется некоторое повышенное давление, которое волной откатывает назад к ресиверу и получается некоторое разряжение и волна воздуха катит обратно к клапану. если в этот момент клапан откроется для наполнения цилиндра, то цилиндр наполнится лучше, чем если клапан откроется в момент отката волны. время прохода волны от клапана до ресивера и обратно к клапану зависит от длинны коллектора. потому, для разных оборотов идеальной является разная длинна коллектора. таким образом классический коллектор настраивается на определенные обороты. в зависимости от того, что хотят получить от мотора (у 4A-GE например, очень маленькое расстояние от дроссельных заслонок до клапанов - явный рассчет на высокие обороты) физически может выглядеть как 2 трубы от ресивера до клапана: короткая и длинная и заслонка которая прикрывает одну из труб. на малых оборотах работает длинная труба, на высоких - короткая. есть системы "улитки" с плавным изменением длинны.Что такое система изменения геометрии впусного коллектора, для чего она и как она работает?